Что нам до санкций?

ШУМИЛОВ Евгений

Что нам до санкций?

323

12:33, 12 апреля 2018г

В прошлую пятницу Минфин США объявил о введении ограничений в отношении 24 россиян и 15 связанных с ними компаний.

Американские власти запрещают своим бизнес-структурам иметь дело с председателем правления ВТБ Андреем Костиным, «Газпрома» – Алексеем Миллером и «Газпромбанка» – Андреем Акимовым, гендиректором «Сургутнефтегаза» Владимиром Богдановым, владельцем «Реновы» Виктором Вексельбергом и основным владельцем UC Rusal Олегом Дерипаской.

В выходные дни журналисты центральных СМИ брали комментарии у экономистов и политиков, которые только посмеивались и говорили, что, мол, прорвемся, не впервой, да еще ответим Дяде Сэму симметрично.

Но в понедельник стало не до смеха. Акции попавших под санкции компаний на международных биржах существенно упали в цене. Индекс Московской биржи потерял 8,3%, дешевели еврооблигации российского государства и рубль. Акции Сбербанка на Московской бирже «усохли» на 20%, бумаги UC Rusal подешевели на 20,35%.

По данным газеты «Ведомости», долг UC Rusal составляет $8,4 млрд, из них перед Сбербанком – $4,2 млрд. В понедельник UC Rusal объявила, что есть риск технического дефолта (невозможность рассчитываться по своим обязательствам) в отношении некоторых кредиторов и облигационных займов. Всем американским контрагентам запрещены любые экономические связи с компанией. Фактически у UC Rusal возникнут проблемы с долларовыми платежами, так как они проходят через территорию США с участием банков-контрагентов, которым будет нельзя иметь дела с компанией.

Ну и что с того нам, простым жителям Алтайского края?

СМИ пишут, что технический дефолт UC Rusal может вызвать проблемы для Сбербанка, на решение которых может уйти вся его прошлогодняя прибыль (а это почти 700 млрд руб.).

«Сбербанк» уже более близкое для нас слово, чем «Русал». Это кредитное учреждение присутствует в 71% населенных пунктов края, в нем тысячи жителей хранят свои сбережения.

Такие же проблемы могут коснуться других вошедших в список компаний. А это крупнейшие налогоплательщики в бюджет страны, от которого мы все зависим. Кстати, в предыдущий так называемый кремлевский список США попали владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин, который контролирует «Алтай-кокс», и президент Уральской горно-металлургической компании Искандар Махмудов. УГМК, как известно, владеет несколькими рудниками и обогатительной фабрикой в Рубцовском районе.

Паника на фондовой бирже отразилась и на рубле. Курс доллара вырос на 3,5 рубля – до 63,62, курс евро – на 7,26 рубля – до 78,7.

Аналитики считают, что для изменения курса нет никаких фундаментальных причин и он в скором времени должен вернуться на прежнее место. Но если это не произойдет, то через 1 – 2 месяца стоит ждать подорожания товаров в магазинах.

Премьер-министр Дмитрий Медведев уже пообещал помощь попавшим в список российским компаниям. Пока неизвестно, какие контрмеры предпримет руководство страны в ответ на американские санкции. Пойдет на обострение ситуации, запретив работу в России корпорациям США, или будет искать компромиссы с нашими заклятыми партнерами?

Понятно, что под шумок о геополитике американцы решают свои экономические интересы, как в случае с «Русалом», выдавливая Россию со своего рынка алюминия. Жалко, что у нас не так много ответных рычагов. И на этом фоне России важно не поссориться с главным торговым партнером – Германией. Вот тогда действительно будут проблемы.

Фоторепортаж